Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ключевой задачей для России в ближайшее десятилетие станет модернизация и экономический рост во всех сферах деятельности. Объективно у России есть предпосылки для ускоренного экономического развития. Однако основным препятствием для реализации ее потенциала является неблагоприятная деловая среда. Мировой опыт показывает, что МСП играют важную роль в развитии рыночной экономики и обеспечении баланса между эффективностью рынка и решением социальных проблем.
В развитых странах формированию делового климата уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют следующие данные: количество МСП достигает 80-90% всех предприятий; объем производства сектора МСП составляет 33-66% валового национального продукта; 50-70% активного населения занято в этом секторе.
Актуальность темы исследования определяется процессами, происходящими в российской экономике, и направлена на реформирование всего хозяйственного механизма в связи с изменением направленности в сторону рыночного хозяйствования.
Систематизация и анализ исследований по данной проблеме показывает, что теоретические и методологические основы формирования и развития предпринимательского климата недостаточно разработаны на уровне субъектов и на уровне муниципальных образований в Российской Федерации. Недостаточно представлены методологические основы выбора стратегии развития малых предприятий в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Это обусловило выбор темы.
Следует отметить, что актуальность проблемы формирования и улучшения предпринимательского климата на уровне субъектов Российской Федерации подчеркивается объективной необходимостью самозанятости населения и развития малого бизнеса как способа его экономической поддержки.
Поэтому можно сказать, что предпринимательский климат напрямую способствует развитию предпринимательской деятельности (повышению предпринимательской активности местного населения) и опосредованно - уровню и качеству жизни населения, что является основной задачей и целью региональных органов государственной власти и местного самоуправления.
Поэтому целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, направленных на улучшение предпринимательской среды в регионе.
В рамках поставленной темы необходимо решить несколько задач работы:
изучить бедность как социальную проблему;
рассмотреть факторы формирования предпринимательского климата;
провести анализ уровня бедности;
провести анализ состояния и тенденции развития предпринимательского климата;
предложить пути улучшения предпринимательского климата как инструмента снижения уровня бедности населения.
Объектом исследования является проблема бедности.
Предметом курсовой работы является предпринимательский климат.
Методической основой исследования стали методы анализа и синтеза теоретических источников, методы вербального и концептуального моделирования систем, статистико-экономические методы (сбора, анализа и обобщения социально-экономических данных), методы дедукции, индукции, аналогии (традукции), методы интерпретации результатов.
Структура исследования выбрана с целью более полного охвата методов и направлений управления качеством продукции на предприятиях.
Глава 1 Теоретические основы предпринимательского климата как инструмент снижения уровня бедности населения
1.1 Бедность как социальная проблема
На современном этапе развития общества волнующей огромное количество ученых, политиков, экономистов и большинство населения планеты стала проблема бедности. Низкий уровень благосостояния населения влечет за собой усугубление демографической ситуации (увеличение смертности, сокращение рождаемости), влияет на здоровье населения, его образованность и культуру. Бедность выступает своеобразным тормозом для развития науки, порождает общественную дегуманизацию, способствует росту преступности, терроризма, а также приводит к снижению уровня и качества жизни населения. Немаловажным является тот факт, что рассматриваемый феномен оказывает специфическое воздействие на взаимоотношения между различными странами, а это отражается на реализации государственной политики на различных уровнях и приводит к регрессивному развитию общества. Таким образом, рассмотрение данной проблемы и поиск путей ее решения занимает особое место в мировой науке.
Высшей принятой в виде социального идеала (нормы) общественной ценностью, с которой связаны жизненно важные потребности человечества, выступает социальное благополучие. Неспособность индивида достичь этой нормы приводит к состоянию бедности [15, с. 549].
Представление о бедности менялось на всех этапах развития общества. Так, в XIX веке сущность бедности сводилась к удовлетворению лишь минимальных потребностей индивида (Ч. Бут). В зарубежных странах XX века к удовлетворению минимальных потребностей ученые добавили такой аспект, как вовлеченность индивида в общественную жизнь. Условием нормального существования человека служила его общественная активность, то, насколько он готов использовать собственный потенциал для достижения благополучия (П. Таусенд, А. Сен).
Французский социолог и экономист П.Ж. Прудон выделил два уровня бедности: абсолютный и относительный. Под абсолютной бедностью он понимал такое состояние, при котором индивид с помощью своего дохода не способен удовлетворить даже основные потребности (в пище, жилище, одежде, тепле) либо может обеспечить себе только минимальные из них (относительная бедность) для биологической выживаемости. В данном случае количественным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум – количество средств, необходимых для удовлетворения основных потребностей).
Отечественные социологи Л.А. Беляева и Л.А. Гордон выделяют три степени абсолютной бедности: нищету (наиболее глубокая, острая степень) – положение людей, не располагающих физиологическим минимумом средств для ведения нормальной жизни; нужду (средняя степень) – такое положение групп людей, когда им хватает средств только на самые необходимые физиологические нужды, но удовлетворять полностью свои социальные потребности, даже самые простейшие, они не в состоянии; необеспеченность (умеренная степень) – уровень жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности, как физиологические, так и социальные, но остаются неудовлетворенными потребности более высокого уровня. В этом случае под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень достойной жизни или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Необходимо подчеркнуть, что относительная бедность является сравнительной характеристикой [18, с. 235].
Во-первых, она показывает уровень жизни индивида относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Во-вторых, она отражает некоторый стандарт жизни, которому индивид может соответствовать либо не соответствовать. В случае если два вышеприведенных критерия доказывают факт сравнительно низкого материального достатка индивида, его относят к категории бедных.
Также бедность необходимо рассматривать с позиции сферы распространения – как социальную, экономическую и региональную. Социальная бедность – бедность лиц нетрудоспособного или ограниченно дееспособного возраста, например инвалидов, больных. Экономическая бедность проявляется в случае, когда трудоспособные граждане оказываются в таком положении, в котором не способны своим трудом обеспечить приемлемый для данного общества уровень жизни. Показатели региональной бедности являются критерием оценки экономического, политического и социального благополучия граждан в том или ином регионе.
Таким образом, согласно ранее рассмотренным концепциям, бедность является следствием социокультурных, социально-политических, социально-экономических и социально-демографических факторов. Их границы распространяются на микро- и макроуровне. Макроуровень представлен общими (глобальными) факторами, которые имеют место повсюду, независимо от устройства конкретного общества и специфических условий, действующих на территории отдельного государства и его региона (территориального расположения (страны, региона), возможности осуществления социально-экономической деятельности населения, уровня развития социально-экономической политики) [9, с. 47].
К факторам микроуровня относятся параметры социальной структуры, состояния субъектов бедности, среды их обитания, а также наличие целей, интересов и мотивации для преодоления трудной жизненной ситуации. Первые два параметра включают в себя понимание следующих аспектов: социально-трудового статуса индивида и статуса занятости (востребованность профессии на рынке труда, условия и сущность труда); статуса, характеризующего профессиональную квалификацию работника (качество и уровень полученного образования, занимаемый человеком пост); обладания индивидом определенным властным (организационно-управленческим) статусом (авторитет, уважение, властная позиция) и других характеристик, дающих понимание статуса человека и занимаемой им общественной позиции.
1.2 Факторы формирования предпринимательского климата
Для успешного развития бизнеса важно учитывать множество факторов.
Удобное географическое положение может обеспечить доступ к широкому кругу клиентов и рынков. Например, близость к туристическим центрам или популярным торговым точкам может помочь привлечь потенциальных клиентов и увеличить продажи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. – 2007. – № 164.
2. Бабурина, О. Н. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / О. Н. Бабурина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 316 с.
3. Безродных, В.М. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России / Безродных В.М., Субботина Т.Н. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 1-1 (95). - С. 30-35.
4. Боброва, О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 382 с.
5. Валько, Д. В. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 150 с.
6. Зиятдинова, Н.Р. Тенденции развития МСП развитых стран и России / Зиятдинова Н.Р. // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 4(74). – С. 83-87.
7. Иджилова, Д.В. Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях / Д.В. Иджилова, Б.А. Натырова, Н.Е. Чадлаева, В.Г. Доржиева, Д.Б. Баршева, А.С. Нагадинова, Б.С. Болдырев // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. - № 11 (часть 1).
8. Корчак, Е.А. Уровень жизни и проблема бедности: теоретическое обобщение зарубежного и российского опыта исследований / Корчак Е.А. // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 11.
9. Корчак, Е.А. Бедность населения как угроза устойчивому развитию российской Арктики / Корчак Е.А. // Арктика и Север. – 2020. – № 40. – С. 47-65.
10. Корякина, В. А. Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации / В. А. Корякина // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 255-257.
11. Краковецкая, И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы / Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 113-124.
12. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 338 с.
13. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 469 с.
14. Лев, М.Ю. Бедность и прожиточный уровень населения в обеспечении социально-экономической безопасности / Лев М.Ю. // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 3. – С. 549-570.
15. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием: учебник / под науч. ред. Г. Л. Багиева, В. Ю. Бурова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 48–52 с.
16. Мезенцев, Д.А. Анализ текущей ситуации с развитием малого и среднего бизнеса в России / Мезенцев Д.А. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2023. - Том 13. - № 7А. - С. 367-376.
17. Меры поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса // БУХ.1С. – 2022. - № 10.
18. Митюгина, М.М. Оценка показателей многомерной бедности как критерий оценки качества жизни населения региона / Митюгина М.М., Кравченко Т.В., Чайников В.Н. // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 38. – С. 235-245.
19. Сергеев, А. А. Экономическая безопасность предприятия: учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 275 с.
20. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 725 с.
21. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 213 с.
22. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.]; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 370 с.
23. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.
24. Антикризисные меры господдержки. Национальный проект Мойбизнес.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis.
25. Статистика. Цифровая платформа МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф/analytics.